©
"Выводы, к которым мы пытаемся прийти, основываясь на сходстве явлений, недостоверны, ибо явления всегда различны" - так писал Монтень в своей книге "Опыты".
Ещё в ХVI веке подмеченное итальянским путшественников Филиппо Сассетти сходство индийских и латинских слов не стало началом сравнительного языкознания, но является первым письменным свидетельством такого рода. Сравнительное литературоведение занимается изучением сходств и различий в литературах разных стран, а философская компаративистика занимается изучением тех же аспектов, сравнивая философские и общекультурные традиции различных регионов мира.
Основпоположник жанра эссе (фр. essais — испытания, опыты), Монтень жил в эпоху зарождения компаративистских традиций, но уже тогда выступал с их критикой, равно как и с критикой системы образования, во главу угла которой поставлено формирование "специалиста": Монтень считал, что главной целью является формирование личности с развитым умом, благородной любознательностью и твёрдой волей.
749