©
Гарвардський університет, як пише The Guardian, перебуває у протистоянні з Дональдом Трампом після того, як відхилив низку вимог адміністрації президента, які критики розцінюють як атаку на елітний коледж за його репутацію серед консерваторів як бастіону ліберальної думки. Після припинення фінансування (2,26 млрд доларів) Трамп, як повідомляється, дав Службі внутрішніх доходів (IRS) потенційно незаконний наказ відкликати статус університету, звільненого від сплати податків.
Протистояння почалося з того, що робоча група адміністрації Трампа з боротьби з антисемітизмом надіслала університету листа, в якому заявила, що він «не відповідає умовам дотримання інтелектуальних і громадянських прав, які виправдовують федеральні інвестиції». У листі перераховані вимоги, серед яких заборона носіння масок, закриття програм різноманітності, рівності та інклюзії, а також співпраця з імміграційною службою. Але президент Гарварду Алан Гарбер відмовився поступатися, заявивши: «Університет не буде поступатися»: Позиція Гарварду контрастує з ситуацією в Колумбійському університеті, який погодився на аналогічні вимоги адміністрації Трампа в обмін на відновлення 400 млн доларів федерального фінансування, яке раніше було скасовано.
Викладачі та вчені не мають з цього приводу спільної думки. Так, на сторінці Євгенія Дробенка розгорнулася запекла дискусія, яка свідчить про відстуність консенсусу у науково-викладацькому середовиші.
Evgeny Dobrenko: Омерзительно наблюдать, как люди сознательно подменяют агрессивный политический активизм понятием академических свобод. Как, демагогически клянясь diversity and equality, защищают совершенно бессовестную интеллектуальную монополию. Трамп отвратителен. Но Трамп есть Трамп. Гарвард отвратителен вдвойне because they know better and they know what they are doing.
Макс Лурье: Если кто-то думает, что умопомрачение в Гарварде, этой всемирной иконе "инклюзивности и либерализма", началось с событиями 7 октября (на волне так называемых "студенческих протестов против Израиля"), тот просто не интересовался историей старейшего вуза Соединенных Штатов.
Призрак антисемитизма бродит по кампусу с самого его (кампуса) основания, периодически материализуясь, чтобы напомнить о своем существовании.
Первый еврейский студент в Гарварде появился лишь в 1840-м – через 204 года после основания университета. До этого в вуз, который в значительной мере был христианским (по духу и структуре) для евреев был закрыт.
К 1900 году доля евреев в Гарварде была менее 1%. Но в последующие годы начала быстро увеличиваться, и уже к 1920-му примерно каждый пятый студент университета был евреем.
Как отреагировали на это в Гарварде? Ввели процентную норму, став первым в США вузом, где задействовали "ограничительную квоту" для евреев. Тогдашний президент университета Лоренс Лоуэлл пояснил, что доля студентов-евреев выглядит "возмутительно непропорциональной".
К 1933 году, когда Лоуэлл завершал работу на посту президента Гарварда, доля евреев в университете была сокращена до 10%. На претензии, в том числе и федеральных властей, Лоуэлл отвечал: ограничения направлены на "поддержание академических свобод" и предоставление "конституционных прав" на образование другим категориям населения.
Еще он употреблял термин "социальное равновесие", который позже так полюбят либералы.
В том же 1933 году, когда Лоуэлла на посту президента сменил Джеймс Конант, администрация Гарварда отказалась трудоустроить еврейскую профессуру, бежавшую из Германии от нацистов. Спустя год традиционное шествие выпускников Гарварда возглавил Эрнст Ганфштенгль, личный друг Гитлера и руководитель пресс-службы НСДАП (он учился Гарварде с 1905-го по 1909-й).
В то время у университета еще не было катарских спонсоров, но уже были нацистские. Одним из них Альфрид Крупп, чьим именем по сей день называются и стипендия, и кафедра в университете.
Ограничения на прием и занятость евреев существовали в Гарварде до середины XX века – только к 1960-м были проведены реформы, устранявшие "антисемитские квоты" и укрепляющие меритократический подход (прием по способностям, а не по происхождению).
Оттепель продолжалась до конца 1990-х. За это время еврейские студенты и преподаватели стали неотъемлемой частью американской академической элиты, включая Гарвард.
Как отреагировали на это в Гарварде? Вновь завели разговоры о том, что "некоторые" представлены "диспропорционально широко". Далее появились ярые сторонники "позитивной дискриминации" в пользу афроамериканцев и арабов, особенно палестинских.
Рост антисемитизма был зафиксирован к началу 2000-х. А в 2002-м президент Гарварда Лауренс Саммерс был вынужден открыто признать наличие юдофобии в кампусе.
В то время произошел, например, такой случай. Ципи Ливни, занимавшая пост глава МИД Израиля, была приглашена на мероприятие в Гарвардскую школу права. Один из присутствующих прокричал: "Что это евреи так воняют?"
Возникла пауза. Но никто студента не одернул и из зала не вывел.
Еврейские студенты передали руководству вуза петицию с требованием положить конец демонизации Израиля. В ответ им было разъяснено, что Первая поправка к конституции предоставляет свободу слова. А академические свободы основаны на конституции.
В 2018 году Гарвард сделал еще один шаг, устроив церемонию награждения Нихада Авада, главы Совета по американо-исламским отношениям (CAIR), открыто солидаризующимся с ХАМАСом.
В начале 2020 года в Гарварде была основана антисемитская студенческая группа с циничным названием "Гарвардская еврейская коалиция за мир". На первом же мероприятии ее активисты учили студентов, как выявлять израильтян на территории кампуса (и за его пределами) и как "наказывать".
К 2022 году Гарвардский университет занял первое место по всем трем измеряемым показателям проявлений антисемитизма в кампусах США. И если в 1990-е примерно каждый четвертый студент Гарварда был евреем, то в 2023 их году количество сократилось до 5,3%.
Все это, как видите, происходило вне всякой связи с событиями 7 октября, которые, как принято считать, стали катализатором антиизраильских/антисемитских протестов.
Что было после этой даты, достаточно хорошо известно. Поэтому напомню лишь ключевые моменты.
9 октября 2023, когда в Израиле еще не успели опознать всех погибших, 34 студенческие организации Гарварда выступили с совместным заявлением, которое начиналось словами: "Мы возлагаем на Израиль всю полную ответственности за разворачивающееся насилие…" И далее: "Израиль необходимо уничтожить любыми доступными средствами".
Администрация Гарварда отказалась реагировать на это письмо. Спустя еще один день прошла акция протеста в ходе которой избили еврейских студентов.
28 ноября 2023 года министерство образования США начало расследование антисемитизма в Гарварде, Колумбии и университете Тампы. Никаких выводов не последовало.
5 декабря 2023 года постпред Израиля в ООН Гилад Эрдан организовал в Гарвардском университете показ фильма о зверствах ХАМАСа 7 октября.
"После устроенной ХАМАСом резни руководство Гарварда промолчало, - сказал он перед показом. - Это свидетельство моральной деградации до самого низкого уровня. Для академического заведения, претендующего на поиск истины в последней инстанции, такое поведение во сто крат позорнее. Молчание после резни, молчание перед лицом демаршей в поддержку террористов в кампусе, молчание по поводу нападения на еврейских студентов. Гарвард стал опасным для евреев местом".
Президент Гарварда Клодин Гей посетить фильм отказалась. Позже, 2 января 2024 года, она была вынуждена уйти в отставку.
Параллельно начала выясняться картина с пожертвованиями университету из Катара. Институт исследований антисемитизма заявил, что сумел обнаружить прямую связь между количеством денег и пропалестинских групп в кампусе.
Получение пожертвований повлияло на формирование профессорского состава и направление курсовых работ.
Анализируя ситуацию в Гарварде, исследователь Гарри Льюис приходит к выводу, что "антисемитский кризис" в университете случился "не потому, что Гарвард принимает студентов-антисемитов или нанимает преподавателей-антисемитов". По его мнению "непримиримый антисемитизм" (Unapologetic antisemitism) – это уже сформировавшийся феномен. И сформирован он системой образования США, проистекая из того, "чему и как мы учим".
"Учебная программа Гарварда стала сильно перекошена в сторону последних модных тенденций прогрессивных левых", - отмечает исследователь. И добавляет, что идеологическая предвзятость стала символом академической свободы, хотя никакого плюрализма не допускает в принципе.
Александр Эткинд: Трамп есть Трамп - это как это? он что, бог или природа? уж скорее, Гарвард есть Гарвард, и лет ему больше и почета, не говоря о заслугах
Evgeny Dobrenko: Alexander Etkind: В том смысле, что Трампу предъявлять претензии бесполезно. Он в своем амплуа. От Гарварда ожидаешь большего. Лет ему больше, истории больше, как ты верно заметил, но пост этот о том, что не всем в этой истории можно гордиться. Факт остаётся фактом - Гарвард докатился до избрания президентом политической активистки, лишённой всяких академических заслуг и с обвинениями в плагиате. И это уже системная проблема.
Юрий Кирпичев: Омерзительно читать такие посты.
Evgeny Dobrenko: Юрий Кирпичев: А аргументы можно? Тут ведь помимо эмоций есть кое-какие факты. Может быть, что-то неверно? Если так - укажите. Рад буду услышать. А просто партийные лозунги никому не интересны.
Юрий Кирпичев: Evgeny Dobrenko: Как говорила одна дама сто лет назад: если надо объяснять, то не надо объяснять. Проще говоря, если человек сам не понимает чего-то вполне очевидного, то не стоит метать бисер.
Evgeny Dobrenko: Юрий Кирпичев: а кто просил вас что-то объяснять? я и сам в фактах способен разобраться. ничего очевидного здесь нет. и биссера метать не нужно. нужно просто опровергнуть приведенные здесь факты. либо сказать: я их признаю и не имею с ними никаких проблем. вот тогда все станет на свои места.
Денис Столяров: Я проверил одну из немногих критикуемых цитат – в коллективном письме студентов Гарварда нет цитаты про «необходимость уничтожения Израиля»; на следующий день после президент Гарварда выпустил заявление с критикой Хамаса и утверждением, что студенческие группы не говорят от лица всего университета; помимо Катара у университета есть огромное количество доноров-сионистов. Я понимаю, почему можно критиковать университеты, но поддерживать государство в идеологическом конфликте с университетом – это ад. […]
Evgeny Dobrenko: Denis Stolyarov: что касается цитат, то общий лозунг От реки до моря и является эвфемизмом уничтожения Израиля. Далее, я не поддерживаю государство. Я считаю отвратительными действия обеих сторон, но Гарварда в большей степени чем Трампа, поскольку с Гарварда иной спрос. Априорно я не считаю адом поддержку государства в споре с университетом. В 70-е годы государство отзывало гранты у университетов, поддерживавших расовую сегрегацию. Интересно, что в защиту левой повестки государство - сила добра, когда оно вводит DEI, например. Но как только оно выступает против левацкого антисемитизма - это "ад". [...]
677